И 18 Иванченко, Андреянна Алексеевна. Психология креативности личности: теоретико-методологический и прикладной аспекты [Рукопис] : дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / А. А. Иванченко ; науч. конс. С. Д. Максименко ; Ин-т психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины. - Киев, 2017. - 440 с. - Библиогр.: с. 348-416. -
Кл.слова (ненормовані): жизнесозидающая креативность -- творчество -- духовность -- потребностно-мотивационный -- эмоции -- схематизация -- стрессопрофилактика Анотація: Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному исследованию креативности как личностного феномена, проявляющегося в виде интегральной перманентной направленности человека. Проведен историко-психологический анализ «творчества» и «креативности» в параллели с конструктом «creativity». Установлена иерархия экстра-ординарных проявлений личности – «креативность– творчество–одаренность», начальной стадией которой является креативность. Осуществлено разделение понятий «креативность», «творчество» и доказана целесообразность введения двух терминологических пар для этих понятий («творчество=creativity» и «креативность=creative life-orientation») с целью размежевания заложенной в них психологической сущности и понятийно- терминологического контекста. Создана концептуальная модель жизнесозидающей креативности (ЖСК) на базе системно-гуманистического подхода. Выявлены ее социально-психологические предпосылки, факторы, условия проявления, закономерности функционирования и приоритетная роль духовности в процессе ее раскрытия. Определены функциональные компоненты, операционный механизм и интегральное позитивное влияние ЖСК на экзистенцию личности. Установлен перманентно динамический характер раскрытия ЖСК, ее рекреационная и жизне- преобразующая функция. Доказано, что уже раскрытая ЖСК может с адекватной эффективностью реализовываться и в других сферах экзистенции личности. Разработаны и апробированы: синергетический культурологично- экзистенциальный системный (СКЭС) подход – универсальный для процесса преподавания/усвоения любой лингво-культурологической реалии, психолого- педагогическая технология проявления ЖСК и авторская программа лингвообучения, обеспечивающие синхронность воздействия таких факторов: реализации познавательных устремлений, опоры на эталон для подражания, эмоциональной позитивации учебного пространства (информации и процесса), схемо-структуризации (как мнемоприема и способа полимодальной перцептивной презентации), активации лингвоинтуиции и формирования лингвостереотипа. Лонгитюдные констатирующие эксперименты подтвердили факт раскрытия ЖСК и интенсификацию лингвообучения: реализацию личностных устремлений-целей, социоактивности, повышение мотивации, психоэмоциональной стабильности, психофизиологической стресорезистентности и показателя modus vivendi. Зафиксирован целостный прямо пропорциональный характер влияния ЖСК на улучшение психосоматики: данный феномен определен как антистрессор с долговременным санирующим эффектом. Утримувачі документа: Інститут психології імені Г. С. Костюка НАПН України. Бібліотека : Україна, 01033, м. Київ, вул. Паньківська, 2, тел.: +38(044)288-27-23 Дод.точки доступу: Максименко, Сергей Дмитриевич \науч. конс.\; Институт психологии им. Г. С. Костюка (Киев) Примірників всього: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |